|
|
Колесо годаПо календарям друидов и других язычников существовало 8 основных праздников-саббатов. Их совокупность называлась «колесо года». Это был основной календарь, по которому они существовали. Был и Новый Год, и день начала весны… Четыре из них отмечают солнечный цикл (два солнцестояния и равноденствия), четыре других – Кельтские по происхождению. Все праздники были неотрывно связаны с природой, с ее сезонными изменениями. Они символизируют жизненные циклы природы и человека: рождение, зрелость, смерть и возрождение… О каждом из 8 праздников мы с вами поговорим подробнее. Год по Колесу года делится на 4 цикла или сезона.
Главный праздник Колеса Года, своеобразный ведьмовской Новый Год. В Самхейн меняется весь годовой цикл, уходит старое, оставляя место новому, освобождая от неурядец и неудач. В эту ночь граница между миром духов и миром людей становится очень тонкой. Самхейн символизирует торжество вечно продолжающейся жизни. В некоторых местах это время, когда забивают скот, готовят запасы для глубокой зимы. Бог, также как и животные, чувствует, что должен обеспечить продолжение нашего существования и принести себя в жертву. Самхейн — это время, когда люди вглядываются в прожитые года, понимая, что только над одним в нашей жизни мы не властны — над смертью. Это время милосердия, бескорыстной помощи своей семье, старым, больным и умирающим, люди начинают ценить опыт даже в культуре, почитающей молодость, сохранять древние святыни и культурное наследие мира, включая мудрость аборигенов. На Алтарь праздника кладутся яблоки, тыквы, кабачки, осенние цветы
Йоль (21 декабря) - Солнцеворот, Праздник Зимнего Солнцестояния - самый короткий день в году. Зимнее Солнцестояние, Йоль (Yule) - праздник самых долгих ночей в году, точное время и длительность которого изменяется в зависимости от местоположения. В Средней полосе выпадает на 20-23 декабря, т.н. "Дни Змеи", когда Солнце проходит тринадцатое зодиакальное созвездие Змееносца. В некоторых традициях Йоль называется еще Днем Матери - поскольку Изначальный Хаос всегда связывали с женским началом, с чудом рождения новой жизни.
Название этого праздника в переводе означает молоко. Имболк считается первым весенним праздником, праздником Солнца и олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки. Этот праздник посвящён кельтской богине Бригите. В это время овцы начинают давать молоко - явный признак приближающейся весны. Многие земледельческие народы праздновали появление какого-нибудь знака, свидетельствовавшего о близком окончании зимы: брожение сока в кленах, возвращение определенных видов птиц, появление весенних созвездий на зимнем небе, даже пробуждение сурков от зимней спячки. На Имболк на закате принято зажигать все лампы в доме на несколько минут, а так же зажигать в каждой комнате свечи.
Остара (21 марта) - День Весеннего Равноденствия. Богиня полностью восстановила свои силы. Зима окончательно уступает место Весне. Солнечный праздник, когда день равен ночи Часто на этот день приходится Пасха - православная и католическая (Easter) - и славянский праздник Сороки, по сути, прямые потомки Остары. По наследству к ним перешли языческие символы - крашеные яйца и птицы. Третий праздник годового круга, отмечаемый 20-23 марта. Точное время Весеннего равноденствия зависит от того, когда солнце пересекает линию экватора. Праздник отмечает равенство сил убывающей ночи и прибывающего дня и грядущую победу Света над Тьмой. С Весенним равноденствием приветствуют Богиню-Деву, несущую в мир новую жизнь. Ветхость старого очевидна перед торжествующей молодостью. Преобразование, начатое в Йоль, совершилось. Миновало очищение Имболка. Богиня предстает обновленной и юной, чтобы Невестой встретить Своего бога.
Лита (21 июня) - Летнее Солнцестояние, Ночь Середины Лета. Самый длинный день в году - пик силы Бога. Летний Солнцеворот - традиционное время для магии всех видов. Иван Купала (по старому стилю) также приходится на этот день, также как и праздник Иоанна Предтечи по христианским традициям.
Лугнасад (Ламмас) (1 августа) – «Лугнасад» - этот праздник посвящен кельтскому Богу Солнца – Лугу. Луг является одним из самых почитаемых кельтами божеств. Этот праздник в других языческих традициях еще называется «Ламмас». Праздник Первого Урожая и Изобилия. Праздник кельтского календаря назывался «Свадьба бога Луга»; в римскую эпоху он выпадал на августовские календы. Он также имел всенародный характер, и потому его отмечали в сакральном центре, расположенном во владениях верховного короля страны. Слово Лугнасад также соответствует выражению «вступить в брак», поэтому праздник иногда ассоциируется с заключением браков. Праздник Ламмас существовал многие века: это считалось временем контрактов – часто заключались «пробные» браки на год и один день, когда молодые люди просто брались за руки над священным камнем. При желании они могли возобновлять такой «контракт» ежегодно. Повсюду гремели ярмарки,устраивались парады, шествия, разнообразные игрища. Праздник и место его проведения были связаны с богиней-дочерью Великой Равнины, что приходила во главе небесного воинства после великой битвы (Созвездие Девы). Колдуньи обычно кладут на алтарь плоды земли или моря и ставят большой трапезный стол рядом с местом для проведения ритуала. В отличие от многих других шабашей, Ламмас обычно справляют круглые сутки.
Мабон (21 сентября) - Осеннее Равноденствие. Устанавливается равновесие между днем и ночью, светом и тьмой, рождением и смертью, но в итоге тьма берет верх. Начинаются приготовления к грядущей зиме. Этот день является своеобразным подведением (или началом подведения) итогов за год. Это последний и главный сбор Урожая. Все, все собрано, теперь в период до Самхейна надо будет распределить, оценить, «просеять» Урожай – что забрать с собой, убрать, сберечь, а что отбросить и оставить «на полях» как ненужное. Мабон имеет два аспекта: освобождение от всего старого и отжившего и воздаяние почестей покойным членам женской половины семьи. Осеннее равноденствие, или время сбора урожая, традиционно связываюсь с заготовлением дикорастущих или зеленых плодов, даров Матери-Земли. Обычно в Мабон идут на природу, в лес, собирают семена и опавшие листья. Некоторые из них используют для украшения дома, другие сохраняют на будущее для травяной магии.
Мария Зимина |
|